Стратегическое партнерство России и Китая обретает исторический смысл

Фото: сайт президента России
«Наши переговоры с Председателем Китайской Народной Республики прошли в традиционно теплой, товарищеской и конструктивной атмосфере, были весьма содержательными и продуктивными», — сообщил Владимир Путин в итоговом заявлении для прессы.
Если говорить о конкретике, то в ходе визита лидера КНР в Россию 7-10 мая обсужден широкий круг международных проблем и вопросов двусторонних отношений, подписан целый пакет документов. В том числе и глобального характера: заявление о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступивших в новую эпоху; заявление по стратегической стабильности.
Но, пожалуй, главным итогом можно считать подтверждение единства взглядов на фундаментальные мировые проблемы и углубление стратегического партнерства России и Китая «в новых условиях». Новыми условиями в Китае обозначают все, что связано с политикой новой администрации США. Председатель КНР еще раз подчеркнул, что для урегулирования украинского кризиса и обеспечения безопасности в Европе необходимо устранить ключевую причину и учесть озабоченности Москвы.
Уже то, как принимали в Москве председателя КНР, который был «особым гостем», говорит о том, что российское руководство твердо привержено устоявшимся принципам взаимоотношений стратегического партнерства с Китаем и не намерено разменивать их на некие посулы из Вашингтона. Как клятва звучал этот тезис и из уст председателя КНР.
Эта мысль проходит красной нитью в выступлениях лидеров России и Китая. Причем сейчас уже речь идет о продолжении той взаимопомощи, которая существовала в годы Второй мировой войны и сопротивления Китая в антияпонской войне. По сути, совместное празднование Победы наполнило наши отношения более глубоким содержанием.
Если кто-то заподозрит здесь пропагандистскую передержку, приведем реакцию на произошедшее французской газеты Le Monde, которую невозможно заподозрить в симпатиях к России: «Спустя 80 лет после окончания Второй мировой войны две Европы стоят друг против друга в центре хаоса, в котором господствуют другие. <...> Русско-китайские отношения находятся в отличном состоянии. Более того, стратегия Дональда Трампа, направленная на ослабление Китая, которая является его навязчивой идеей, пока что скорее укрепляет позиции китайского лидера Си Цзиньпина. В отличие от нетерпеливого Трампа, Си и Путин, старые автократы, знают, куда идут, и играют в долгую игру».
Приезд Си Цзиньпина в Москву в столь острый момент стал не только свидетельством союза Китая и России, но и сигналом для лидеров более чем 25 государств, которые прибыли на Парад Победы. Россия и Китай реально продемонстрировали, что они готовы возглавить новую антифашистскую коалицию, несмотря ни на какие угрозы и давление.
Вот что написала об этом американская The Washington Post: «В пятницу, когда русские танки, ракеты и беспилотники проехали по Красной площади во время ежегодного парада в честь Дня Победы, ознаменовавшего капитуляцию нацистской Германии во Второй мировой войне, к президенту Владимиру Путину присоединились по меньшей мере два десятка мировых лидеров, что стало его личной победой как лидера, которого Запад стремился изолировать». В обширной аналитической статье под заголовком «Си Цзиньпин вместе с Путиным выступает против международного запугивания» с подзаголовком «Администрация Трампа заявила, что хочет разъединить Россию и Китай, но эти две страны слишком сильно нуждаются друг в друге», The Washington Post дает обезоруживающие оценки, которые свидетельствуют о провале политики Вашингтона. «Си Цзиньпин и Путин пообещали противостоять усилиям США по «двойному сдерживанию» России и Китая, пообещав «решительно противостоять навязыванию враждебных подходов к России и Китаю, — очень точно замечает американская газета. — Хотя Китай заявляет о своем нейтралитете в войне России против Украины, визит Си Цзиньпина на военный парад в честь Дня Победы стал мощным сигналом, подчеркнув важность китайской торговли для поддержки военных усилий России. Почетный караул Народно-освободительной армии Китая входит в число иностранных военных контингентов, которые примут участие в пятничном параде». Газета пишет о том, что политика Трампа в отношении России и Китая способствует еще большему сближению двух стран и стремлению подорвать американоцентричный мировой порядок.
Наверняка найдутся скептики, которые усомнятся в надежности китайского союзнического плеча: мол, знаем мы этих хитрых китайцев, которые себе на уме. Но ведь Си Цзиньпин, который приехал в Москву, несмотря на угрозы Трампа и истерику Зеленского, вместе с Вучичем и Фицо совершил своеобразный подвиг. Он показал, что стратегический союз с Россией выше меркантильных расчетов Трампа, что ради этого союза его страна готова и на жертвы.
Мы не знаем, о чем говорили в ходе переговоров с глазу на глаз Си Цзиньпин и Владимир Путин. И не узнаем, что правильно. На людях 9 мая они показали полное единодушие.
Накануне приезда китайского лидера в Москву в «Российской газете» была опубликована его статья «Уроки прошлого во имя будущего». Такие публикации накануне официальных встреч руководителей стали традицией, и, вероятно, многие прочли лишь заголовок, посчитав ее лишь элементом протокола. А между тем в статье лидер КНР обращается к фундаментальным основам китайско-российского стратегического взаимодействия, скрепленного кровью на полях Второй мировой войны. Ныне оно также базируется на идее противостояния политике с позиции силы, политике, основанной на стремлении к доминированию в ущерб интересам других стран, на идее превосходства отдельных наций. «Китайско-российские отношения обладают четкой исторической логикой, мощным внутренним драйвером и богатым культурным корнем, — написал председатель КНР. — Они не направлены против третьих сторон и не подвержены их влиянию. Обе стороны должны совместно противостоять любым попыткам внести разлад в дружбу и взаимодоверие между Китаем и Россией, не отвлекаясь на сиюминутные сюжеты и конъюнктурные ситуации, играя стабилизирующую стрессоустойчивую роль китайско-российской стратегической связки в продвижении многополярности мира и формирования сообщества единой судьбы человечества».
Стоит однозначно признать, что интересы наших стран имеют куда больше общего, чем различий. Си Цзиньпин призывает ценить это и не забывать об этом, когда нам лукаво предлагают различные сделки, которые в конечном счете имеют целью разрушить наш союз и нанести ущерб интересам мира. Связка КНР и России — важнейший мировой стабилизирующий фактор в современных условиях. Председатель КНР в своей статье еще раз выражает приверженность принципам наших взаимоотношений в современной обстановке.
В России немного известно о вкладе Китая в борьбу с фашизмом. Но даже одна цифра потерь китайского народа в антияпонской войне — 38 миллионов человек — говорит сама за себя. Японские фашисты чинили на китайской земле чудовищные зверства, проводили опыты над людьми в концлагерях, устраивали массовые расстрелы мирного населения. Председатель КНР справедливо обращается к истории взаимопомощи наших стран во время Второй мировой войны. Ведь Китай внес немалый вклад и в победу нашей страны в Великой Отечественной. Ценою героических усилий и жертв китайский народ сковал действия японской военной машины и не позволил Японии напасть на СССР на Дальнем Востоке. В самый критический момент войны советское командование, располагая информацией о намерениях Японии, смогло принять решение о переброске войск с Дальнего Востока под Москву. Это обеспечило разгром фашистов на подступах к столице. Если бы этого не произошло, Москва могла бы оказаться в руках гитлеровцев и неизвестно, как бы развивались события. А информацию о планах японцев, которые готовили нападение на Перл-Харбор, добыл и передал в Москву знаменитый китайский разведчик Янь Баохан. Он же накануне нападения Германии на СССР сообщил сроки начала войны, подтвердив информацию Рихарда Зорге и других советских разведчиков.
При этом уважение китайцев к роли Советского Союза в освобождении их страны от японских захватчиков не подлежит сомнению. В Китае тщательно оберегают 83 братские могилы советских воинов, погибших на территории Китая. Там возведен 71 мемориал, в том числе 23 памятника, все они содержатся в образцовом порядке. В отличие от некоторых бывших советских республик и союзников по Организации Варшавского договора, КНР не воюет с памятниками и могилами павших воинов. Но не стоит от нее ждать (и тем более требовать) большего — признания неких эксклюзивных заслуг нашей страны, заслоняющих вклад в победу над фашизмом самого Китая.
Накануне приезда Си Цзиньпина в Москву МИД РФ официально сообщил о визите президента России в КНР на празднование 80-й годовщины Победы в антияпонской войне. Это подтвердил и сам Владимир Путин, сделав это с явным удовольствием. Следовательно, наша взаимопомощь и наше партнерство, имеющие глубокие корни, продолжаются, несмотря ни на что. Таков, если коротко, итог приезда Си в Москву.